Перспективы инженеров в России

  • Пользователь Сергей Петраков опубликовал
  • 3 сентября 2012 г., 22:27:01 MSK
  • 25 комментариев
  • 5 131 просмотр
Даже руководство РФ в преддверии нового учебного года отметило тот факт, что количество грамотных инженеров, способных быть на стыке нескольких высокотехнологичных дисциплин, справляться с потоком разнородной информации и генерировать новые идеи тает на глазах. Стоимость инженерных услуг при этом будет расти. Как быть в этой ситуации, ругать ли власть и современную систему высшего образования или самим создать для нового поколения стимулы для развития - решать нам самим. Иначе в ближайшем будущем жители таких стран как Китай и Индия, которые вполне образованы и достаточно трудолюбивы, заполнят сложившийся в нашей стране инженерный вакуум.

День знаний ознаменовался небывалым в истории современной России событием. Наконец-то вакуум инженерных специалистов был замечен на самых высших уровнях власти [1]. Достаточно посмотреть новости по телевидению, почитать ленты на основных новостных порталах или базы статей государственных корпораций, как сразу становится ясно - нехваткой инженеров всерьез заинтересовалась государственная машина и сильные мира сего призывают всех становиться инженерами.

Отчего же они сами и дети их не пытаются заполнить инженерный вакуум в нашей стране - это тема отдельного разговора, да и не решит такой разговор основной проблемы - хоть и поздно, но это верно подмечено - количество грамотных инженеров, способных быть на стыке нескольких высокотехнологичных дисциплин, справляться с потоком разнородной информации и генерировать новые идеи тает на глазах, а количество работы и вакансий для инженеров на тех же глазах растет.

По оценкам специалистов, численность выпускников ВУЗов по естественнонаучным специальностям составляет чуть более двадцати тысяч. При этом именно эта группа молодых специалистов обладает наибольшей подвижностью лишь треть из них работает по специальности далее. То есть в перспективе, каждый год мы получаем около семи тысяч специалистов инженерных специальностей. И как следствие - через 5 лет, 75% инженеров, работающих на территории РФ достигнут пенсионного возраста [2].

То есть, в пятилетней перспективе, некому будет не только генерировать новые идеи, как хотят того чиновники, ратующие за развитие нанотехнологий, но и обычное внедрение нового оборудования и технологий, купленных за рубежом, должно столкнуться с проблемой нехватки инженерных кадров.

Эта мрачная картина - не антиутопия и она вполне реальна. Надеяться, что кто-то волевым решением изменит систему подготовки кадров и немедленно внедрит на отечественных предприятиях принципы непрерывного образования [3] представляется не слишком обосновано.

Попробуем теперь взглянуть на эту проблему с другой стороны. Поскольку в условиях рыночной экономики спрос определяет коммерческие параметры предложения, стоимость инженерных услуги должна будет существенно вырасти.

У предприятий со стремительно сокращающейся инженерной кадровой базой остается не слишком много вариантов дальнейшего развития: либо создавать внутри себя огромные структуры, занимающейся взращиванием кадров еще со школы, как это было поставлено на градообразующих предприятиях времен СССР, либо отдавать инженерные услуги сторонним организациям, имеющим необходимый инженерный потенциал.

В некотором смысле, отражением этой тенденции является некоторое повышение концентрации квалифицированного инженерного состава в торговых фирмах и представительствах зарубежных производителей, что превращает такие компании фактически в инжиниринговые центры. И здесь все зависит от руководства предприятия: если компанией управляет инженер, сознающий необходимость вкладывать ресурсы в инженерную базу предприятия, такая компания и дальше будет наращивать инженерный потенциал и занимать лидирующее положение на своем сегменте рынка, если руководство предприятия относится к инженерным кадрам, как к обслуживающему персоналу, в условиях недостатка предложения инженерных услуг, никакого лидирующего положения такая фирма не достигнет. Да, коррупционная составляющая сейчас многое решает в процессе закупок и большие деньги конечно крутятся в этом, что позволяет таким предприятиям неплохо жить. Но пришло время и инженерам получать за свою работу адекватные деньги, а это значит, что с такими руководителями инженерам будет не по пути. Надеяться, что на всех хватит компаний, в которых процесс управления инженерными кадрами поставлен правильно и будет способствовать развитию сотрудников, тоже не приходится.

Так что же это будут за сторонние организации, обладающие необходимым инженерным потенциалом? По нашему мнению, имеют право на существование объединения инженеров, в которых не будет огромной номенклатуры должностей и специальностей. В таких организациях, среди единомышленников и действительных специалистов своего дела, внедрение принципа непрерывного образования уже не кажется таким эпохальным и нереализуемым в ближайшей перспективе событием.

Ни для кого не является открытием, что из усваиваемой нами информации, из лекций усвоено лишь 10%, из семинаров и тренингов - 20%, а остальные 70% усвоены нами из различных жизненных ситуаций. А это значит, что то, какова система высшего образования в стране - вопрос не такой уж важный. Конечно, для подготовки исследователя высшей категории образовательная база необходима, но в условиях, когда через пять лет в стране практически не останется инженеров, количество серьезных исследователей не играет большого значения.

А вот что действительно играет большое значение, так это профессиональное общение между людьми, имеющими одинаковые интересы и свободно общающиеся на профессиональные темы.

Здесь стоит отметить, что советская система подготовки инженеров, скорее всего уже после рыночной "обработки", начала порождать инженеров, чрезвычайно мало общающихся между собой на профессиональные темы и чрезвычайно неохотно делятся своими мыслями и идеями. Возможно это связано с опасениями плагиата и конкуренции со стороны коллег. На самом деле, давайте рассмотрим ситуацию с конкуренцией среди коллег вот с какой стороны: количество инженерной работы растет с каждым годом, сложность задач и необходимость специальных навыков так же возрастает. Кроме этого, само содержание информации, требуемой для эффективной работы в той или иной теме постоянно меняется. В таких условиях, освоение чужих идей представляется не очень практичным, а вот сотрудничество двух членов команды, где каждый решает свою задачу намного более эффективно. Конечно речь может идти о сотрудничестве двух доверяющих друг другу инженеров. Для такого сотрудничества, по нашему мнению идеально подходят различные ассоциации инженеров.

Имеется интересное наблюдение относительно реализации инженерной деятельности в Соединенных Штатах Америки: все рутинные инженерные работы там отданы на аутсорсинг компаниям из Китая и Индии, где наблюдается высокая концентрация образованных и недорогих специалистов. При этом, компаниям достаточно дорого держать в штате специалистов с широким набором специальных знаний как по причине их высокой зарплаты, так и по причине необходимости поддерживать инфораструктуру, связанную с необходимостью постоянного развития инженеров. И вот здесь как раз и приходят на выручку сообщества инженеров, объединяющие специалистов очень широкого профиля. Этих специалистов привлекают для решения задач, которые выходят за рамки рутинной деятельности и требуют оперативной работы, знания объекта или постоянного контакта с нанимателем.

Так может быть и в нашей стране, кстати очень богатой возможностями для инженеров, несмотря на беспредел во многих слоях общества, начиная от политики и кончая религией, востребованной окажется модель объединений инженеров и именна эта модель за счет возможности развития даст возможность привлекать молодежь к нашей интересной профессии.

Хотелось бы услышать ваше мнение, как инженеров и в какой-то степени единомышленников.

 

Ссылки:

 

1. Медведев советует не поступать на юрфак, а идти в инженеры (http://news.mail.ru/politics/10094184/?frommail=1)

2. Маркер: России грозит перспектива остаться без грамотных инженеров (http://www.rusnano.com/post.aspx/show/34253)

3. Некоторые проблемы развития инженерной мысли в России и перспективы непрерывного профессионального образования инженеров. Сибирский государственный аэрокосмический университет. С.Г. Кукушкин, М.В. Лукьяненко, Н.П. Чурляева (http://aeer.ru/files/io/m6/art_12.pdf)

Комментарии

25 комментариев
  • Сергей Петраков
    Сергей Петраков это понятно. я вот как теоретик в качестве подработки занимаюсь разработкой технических заданий, технических условий и прочей описательной документации. Но чертить как-то не научили, а самому научиться времени не было. хотя иногда жалейю, очень востребованное дело.
    26 сентября 2012 г.
  • Владимир Кузнецов
    Владимир Кузнецов Терпеть не могу заниматься техническими условия, сертификацией (в рифму дефекализацией), эксплуатационной документацией и паспортами....  больше
    27 сентября 2012 г.
  • Владимир Кузнецов
    Владимир Кузнецов Прочитали, поохали, пошумели, перешли на личности... . А вывод? Договоренность о чем-либо? Поведение обычной интеллигенции с точки зрения...  больше
    4 октября 2012 г.
  • Сергей Петраков
    Сергей Петраков Здравствуйте Владимир. За резюме и контакты конструктора буду благодарен. По поводу почитали-пошумели, я считаю, что нужно создать среду, где инженеры будут открыто обмениваться опытом. поможет ли этот сайт или нет, пока не ясно, надеюсь поможет
    8 октября 2012 г. - 1 нравится