Ученые открыли простой способ получения атомарно-тонких металлических слоев для новой технологии

• 30 марта 2023 г., 13:06:18 MSK
Новый прорыв показывает, как производить МХЕНЫ гораздо быстрее и проще, с меньшим количеством токсичных побочных продуктов.

Секрет идеального круассана заключается в слоях - как можно большем количестве, каждый из которых смазывается сливочным маслом. Аналогичным образом, новый материал, многообещающий для новых применений, состоит из множества чрезвычайно тонких слоев металла, между которыми ученые могут пропускать различные ионы для различных целей. Это делает их потенциально очень полезными для будущей высокотехнологичной электроники или накопителей энергии.

До недавнего времени эти материалы, известные как MXenes, произносящиеся как "max-eens", были такими же трудоемкими, как хорошие круассаны, приготовленные во французской пекарне.

Но новый прорыв ученых из Чикагского университета показывает, как производить эти МХЕНЫ гораздо быстрее и проще, с меньшим количеством токсичных побочных продуктов.

Исследователи надеются на открытие, опубликованное 24 марта в Наука, подстегнет новые инновации и проложит путь к использованию MXenes в повседневной электронике и устройствах.

Атомная экономика

Когда они были обнаружены в 2011 году, МХЕНЫ привели в большой восторг многих ученых. Обычно, когда вы обрабатываете металл, такой как золото или титан, для создания листов атомарной толщины, он перестает вести себя как металл. Но необычайно прочные химические связи в мхенах позволяют им сохранять особые свойства металла, такие как сильная электропроводность.

Они также легко настраиваются: "Вы можете поместить ионы между слоями, чтобы использовать их, например, для накопления энергии", - сказал аспирант-химик Ди Ван, соавтор статьи вместе с докторантом Ченкун Чжоу.

Все эти преимущества могут сделать MXenes чрезвычайно полезными для создания новых устройств - например, для хранения электроэнергии или блокирования помех от электромагнитных волн.

Однако единственный известный нам способ получения МХенов включал в себя несколько интенсивных этапов химической технологии, включая нагрев смеси при температуре 3000 °F с последующим погружением в плавиковую кислоту.

"Это нормально, если вы готовите несколько граммов для экспериментов в лаборатории, но если вы хотите получить большое количество для использования в коммерческих продуктах, это станет серьезной проблемой утилизации коррозионных отходов", - объяснил Дмитрий Талапин, заслуженный профессор химии имени Эрнеста Девитта Бертона в Чикагском университете., совместно назначенный сотрудник Аргоннской национальной лаборатории и автор-корреспондент статьи.

Чтобы разработать более эффективный и менее токсичный метод, команда использовала принципы химии, в частности "атомную экономию", которая направлена на минимизацию количества атомов, выбрасываемых впустую во время реакции.

Команда UChicago обнаружила новые химические реакции, которые позволяют ученым получать МХЕНЫ из простых и недорогих предшественников без использования плавиковой кислоты. Он состоит всего из одного этапа: смешивание нескольких химических веществ с любым металлом, из которого вы хотите сделать слои, затем нагрев смеси до 1700 °F. "Тогда вы открываете его, и вот они", - сказал Ван.

Более простой и менее токсичный метод открывает перед учеными новые возможности для создания и изучения новых разновидностей МХЕНОВ для различных применений, таких как различные металлические сплавы или различные ионные ароматизаторы. Команда протестировала метод с металлами титаном и цирконием, но они считают, что этот метод также может быть использован для многих других различных комбинаций.

"Эти новые MXenes также красивы визуально", - добавил Ван. "Они стоят как цветы, что, возможно, даже делает их более пригодными для реакций, потому что края открыты и доступны для перемещения ионов и молекул между металлическими слоями".

Аспирант Вудже Чо также был соавтором этой статьи. Исследование стало возможным благодаря помощи коллег из UChicago из разных отделов, включая химика-теоретика Сури Вайкунтанатана, директора центра рентгеновских исследований Александра Филатова и электрохимиков Чонг Лю и Минчжана Вана из Притцкеровской школы молекулярной инженерии. Электронная микроскопия была проведена Робертом Клием и Франсиско Лагунасом из Университета Иллинойса в Чикаго.

Часть исследований была проведена в исследовательском центре передовых материалов для систем энерго-водоснабжения Министерства энергетики США; Научно-инженерном центре материаловедения Чикагского университета; и в Центре наноразмерных материалов Аргоннской национальной лаборатории.