В 2021 году Facebook сделал "метавселенную" самым модным словом в Сети, переименовав себя в Meta и объявив о плане создания "набора взаимосвязанных цифровых пространств, которые позволят вам делать то, чего вы не можете делать в физическом мире". С тех пор метавселенную называли по-разному. Некоторые говорят, что это "будущее Интернета". Другие называют это "аморфной концепцией, которая на самом деле никому не нужна".
Для Диего Гомеса-Зары, доцента факультета компьютерных наук и инженерии Университета Нотр-Дам, метавселенная - это нечто иное: инструмент для улучшения науки.
В статье "Перспективы и подводные камни метавселенной для науки", опубликованной в Природа Поведение человека, Гомес-Зара утверждает, что ученые должны использовать преимущества метавселенной для исследований, одновременно защищаясь от потенциальных опасностей, связанных с работой в виртуальной реальности.
Виртуальные среды, реальные преимущества
Вместе с соавторами Питером Шиффером (факультет прикладной физики Йельского университета) и Дашун Вангом (Инженерная школа Маккормика Северо-Западного университета) Гомес-Зара определяет метавселенную как виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать в трехмерной среде и предпринимать действия, влияющие на окружающий мир снаружи.
Исследователи говорят, что метавселенная принесет пользу науке четырьмя основными способами.
Во-первых, это могло бы устранить барьеры и сделать науку более доступной. Чтобы понять эти возможности, говорит Гомес-Зара, нам не нужно строить догадки об отдаленном будущем. Вместо этого мы можем указать на способы, которыми исследователи уже начали использовать виртуальные среды в своей работе.
Например, в фармацевтической школе Лондонского университетского колледжа ученые создали цифровую копию своей лаборатории, которую можно посетить в виртуальной реальности. Эта цифровая копия позволяет ученым в разных точках мира встречаться, сотрудничать и совместно принимать решения о том, как продвигать исследовательский проект вперед.
Аналогичным образом, виртуальный лабораторный тренинг, разработанный Центрами по контролю и профилактике заболеваний, учит молодых ученых в самых разных местах определять составные части лаборатории и даже проводить экстренные процедуры.
Этот пример показывает второе преимущество: улучшение преподавания и усвоения знаний.
Гомес-Зара объясняет: "Для человека, готовящегося стать хирургом, очень трудно выполнить процедуру в первый раз без каких-либо ошибок. И если вы работаете с реальным пациентом, ошибка может быть очень вредной. Эмпирическое обучение в виртуальной среде может помочь вам попробовать что-то и совершать ошибки на этом пути без вредных последствий, а свобода от вредных последствий может улучшить исследования и в других областях".
Гомес-Зара также работает с командой Лаборатории виртуальной реальности Нотр-Дама, чтобы понять третье потенциальное преимущество, связанное с социальной стороной науки. Исследовательская группа изучает влияние онлайн-среды на рабочие процессы команды. Они считают, что виртуальные среды могут помочь командам сотрудничать более эффективно, чем видеоконференции.
"После пандемии нам всем стало удобно проводить видеоконференции", - говорит Гомес-Зара. "Но это не значит, что видеозвонок - самый эффективный инструмент для решения любой задачи. Особенно для интенсивных социальных мероприятий, таких как тимбилдинг и инновации, виртуальная реальность является гораздо более точной копией того, что мы имели бы в автономном режиме, и может оказаться гораздо более эффективной ".
Гомес-Зара говорит, что метавселенная также может быть использована для создания совершенно новых экспериментальных сред.
"Если вы можете откуда-то получить данные и изображения, вы можете создать виртуальную копию этого места в виртуальной реальности", - объясняет Гомес-Зара. Например, по его словам, у нас есть изображения Марса, сделанные спутниками и роботами. "Это можно было бы использовать для создания виртуальной реальности окружающей среды, где ученые могли бы испытать, на что это похоже. В конце концов, они смогли даже взаимодействовать с окружающей средой на расстоянии".
Потенциальные подводные камни
Гомес-Зара подчеркивает, что реализация всех преимуществ метавселенной также потребует от нас избежать нескольких связанных с ней подводных камней.
По-прежнему существуют барьеры на пути использования виртуальной реальности. Очки виртуальной реальности и сопутствующее оборудование, хотя и становятся все более доступными, по-прежнему требуют значительных инвестиций.
Этот вопрос связан с более масштабным: кому принадлежит метавселенная? В настоящее время несколько технологических компаний контролируют метавселенную, но Гомес-Зара отмечает, что поступали призывы к агентствам и другим лицам, поддерживающим исследования, инвестировать в создание открытой, общедоступной метавселенной. В то же время, по его словам, исследователям важно продумывать вопросы собственности и конфиденциальности каждый раз, когда они работают в метавселенной.
Однако в целом его послание вселяет надежду. "Мы все еще склонны ассоциировать метавселенную с развлечениями и непринужденным общением. Из-за этого слишком легко отмахнуться от всего этого", - говорит он. "Но посмотрите, как быстро мы все адаптировались к технологиям, которые редко использовали до пандемии. То же самое могло бы произойти и с метавселенной. Нам нужно, чтобы исследовательское сообщество изучало это. Это лучший способ спланировать риски, одновременно осознавая все возможности".
Комментарии