Автономное вождение: новый алгоритм справедливо распределяет риски

  • Пользователь Алексей Коровин опубликовал
  • 7 февраля 2023 г., 13:07:44 MSK
  • 0 комментариев
  • 75 просмотров
Исследователи разработали программное обеспечение для автономного вождения, которое справедливо распределяет риски на улице. Алгоритм, содержащийся в программном обеспечении, считается первым, который включает в себя 20 рекомендаций по этике экспертной группы Комиссии ЕС, что позволяет принимать значительно более дифференцированные решения, чем предыдущие алгоритмы. Эксплуатация автоматизированных транспортных средств должна быть значительно безопаснее за счет оценки различных степеней риска для пешеходов и автомобилистов.

Исследователи из Мюнхенского технического университета (TUM) разработали программное обеспечение для автономного вождения, которое справедливо распределяет риски на улице. Алгоритм, содержащийся в программном обеспечении, считается первым, который включает в себя 20 рекомендаций по этике экспертной группы Комиссии ЕС, что позволяет принимать значительно более дифференцированные решения, чем предыдущие алгоритмы. Эксплуатация автоматизированных транспортных средств должна быть значительно безопаснее за счет оценки различных степеней риска для пешеходов и автомобилистов. Код доступен широкой публике в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Техническая реализация - не единственное препятствие, которое необходимо преодолеть, прежде чем автономно управляемые транспортные средства смогут быть допущены на улицу в больших масштабах. Этические вопросы играют важную роль при разработке соответствующих алгоритмов: программное обеспечение должно быть способно справляться с непредвиденными ситуациями и принимать необходимые решения в случае надвигающейся аварии. Исследователи из TUM в настоящее время разработали первый этический алгоритм, позволяющий справедливо распределять уровни риска, а не действовать по принципу "или-или". Было протестировано около 2000 сценариев, связанных с критическими ситуациями, распределенных по различным типам улиц и регионов, таких как Европа, США и Китай. Исследовательская работа, опубликованная в журнале "Природный машинный интеллект" является совместным результатом партнерства между кафедрой автомобильных технологий TUM и кафедрой деловой этики Института этики в области искусственного интеллекта TUM (IEAI).

Максимилиан Гайслингер, научный сотрудник кафедры автомобильных технологий TUM, объясняет этот подход: "До сих пор автономные транспортные средства всегда сталкивались с выбором "или / или", когда сталкивались с этическим решением. Но уличное движение не обязательно можно разделить на четкие черно-белые ситуации; более того, необходимо учитывать бесчисленные оттенки серого между ними. Наш алгоритм взвешивает различные риски и делает этический выбор из тысяч возможных вариантов поведения - и делает это всего за долю секунды".

Больше возможностей в критических ситуациях

Основные этические параметры, на которые ориентирована оценка рисков программного обеспечения, были определены экспертной группой в качестве письменной рекомендации от имени Комиссии ЕС в 2020 году. Рекомендация включает в себя основные принципы, такие как приоритет для наиболее уязвимых и справедливое распределение риска между всеми участниками дорожного движения. Чтобы перевести эти правила в математические расчеты, исследовательская группа классифицировала транспортные средства и людей, движущихся в уличном движении, на основе риска, который они представляют для других, и соответствующей готовности идти на риск. Например, грузовик может нанести серьезный ущерб другим участникам дорожного движения, в то время как во многих сценариях сам грузовик получит лишь незначительные повреждения. В случае с велосипедом все наоборот. На следующем шаге алгоритму было сказано не превышать максимально допустимый риск в различных соответствующих уличных ситуациях. Кроме того, исследовательская группа добавила в расчет переменные, которые учитывают ответственность участников дорожного движения, например ответственность за соблюдение правил дорожного движения.

Предыдущие подходы рассматривали критические ситуации на улице лишь с небольшим количеством возможных маневров; в неясных случаях транспортное средство просто останавливалось. Оценка рисков, теперь интегрированная в код исследователей, обеспечивает больше возможных степеней свободы при меньшем риске для всех. Пример проиллюстрирует подход: автономное транспортное средство хочет обогнать велосипед, в то время как грузовик приближается по встречной полосе. Теперь используются все существующие данные об окружающей среде и отдельных участниках. Можно ли обогнать велосипед, не выезжая на полосу встречного движения и в то же время сохраняя безопасную дистанцию до велосипеда? Какой риск представляет каждое соответствующее транспортное средство и какой риск эти транспортные средства представляют для самого автономного транспортного средства? В неясных случаях автономное транспортное средство с новым программным обеспечением всегда ждет, пока риск для всех участников не станет приемлемым. Агрессивных маневров удается избежать, и в то же время автономное транспортное средство не просто замирает и резко жмет на тормоза. Да и Нет не имеют значения, заменяются оценкой, содержащей большое количество вариантов.

"Единственное рассмотрение традиционных этических теорий завело в тупик"

"До сих пор часто рассматривались традиционные этические теории для вывода морально допустимых решений, принимаемых автономными транспортными средствами. В конечном счете это привело к тупику, поскольку во многих дорожных ситуациях не было другой альтернативы, кроме как нарушить один этический принцип", - говорит Франциска Пошлер, научный сотрудник кафедры деловой этики TUM. "Напротив, наша система ставит этику риска в центр. Это позволяет нам учитывать вероятности для проведения более дифференцированных оценок".

Исследователи подчеркнули тот факт, что даже алгоритмы, основанные на этике риска - хотя они могут принимать решения, основанные на основополагающих этических принципах, в любой возможной дорожной ситуации - они все равно не могут гарантировать безаварийное уличное движение. В будущем дополнительно необходимо будет рассмотреть дополнительные различия, такие как культурные различия в принятии этических решений.

Программное обеспечение теперь будет протестировано в условиях уличного движения

До сих пор алгоритм, разработанный в TUM, был подтвержден в ходе моделирования. В будущем программное обеспечение будет протестировано на улице с использованием исследовательского автомобиля EDGAR. Код, воплощающий результаты исследовательской деятельности, доступен в виде программного обеспечения с открытым исходным кодом. Таким образом, TUM вносит свой вклад в разработку жизнеспособных и безопасных автономных транспортных средств.

Комментарии

0 комментариев