Замедленное движение электронов: физика ионов в фемтосекундном масштабе

• 6 января 2023 г., 11:32:28 MSK
Как различные материалы реагируют на воздействие ионов? Это вопрос, который играет важную роль во многих областях исследований - например, в исследованиях ядерного синтеза, когда стенки термоядерного реактора бомбардируются ионами высокой энергии. Однако трудно понять временную последовательность таких процессов. Исследовательской группе теперь удалось проанализировать в масштабе времени в одну фемтосекунду, что происходит с отдельными частицами, когда ион проникает в такие материалы, как графен или дисульфид молибдена.

Как различные материалы реагируют на воздействие ионов? Это вопрос, который играет важную роль во многих областях исследований - например, в исследованиях ядерного синтеза, когда стенки термоядерного реактора бомбардируются ионами высокой энергии, но также и в полупроводниковых технологиях, когда полупроводники бомбардируются ионными пучками для получения крошечных структур.

Результат воздействия ионов на материал легко изучить ретроспективно. Однако трудно понять временную последовательность таких процессов. Исследовательской группе из TU Wien теперь удалось проанализировать в масштабе времени в одну фемтосекунду, что происходит с отдельными частицами, когда ион проникает в такие материалы, как графен или дисульфид молибдена. Тщательный анализ электронов, испускаемых в процессе, имел решающее значение: они могут быть использованы для восстановления временной последовательности процессов - в некотором смысле измерение становится "замедленной съемкой электронов". Результаты теперь опубликованы в "Письма с физическим обзором" и даже были выбраны в качестве "Предложения редакции".

От двадцати до сорока раз заряженных частиц

Профессор Исследовательская группа Ричарда Вильгельма из Института прикладной физики Венского университета работает с высокозаряженными ионами. Атомы ксенона, которые имеют 54 электрона в нейтральном состоянии, лишаются от 20 до 40 электронов, а оставшиеся сильно положительно заряженные ионы ксенона затем направляются на тонкий слой материала.

"Нас особенно интересует взаимодействие этих ионов с материалом графен, который состоит всего из одного слоя атомов углерода", - говорит Анна Ниггас, первый автор настоящей статьи. "Это потому, что мы уже знали из предыдущих экспериментов, что графен обладает очень интересными свойствами. Перенос электронов в графене происходит чрезвычайно быстро."

Частицы реагируют так быстро, что невозможно наблюдать за процессами непосредственно. Но есть специальные приемы, которые можно использовать: "Во время таких процессов обычно также высвобождается большое количество электронов", - объясняет Анна Ниггас. "Мы смогли очень точно измерить количество и энергию этих электронов, сравнить результаты с теоретическими расчетами, представленными нашими соавторами из Кильского университета, и это позволило нам разгадать, что происходит в фемтосекундном масштабе".

Фемтосекундное путешествие через графен

Во-первых, сильно заряженный ион приближается к тонкому слою материала. Благодаря своему положительному заряду он генерирует электрическое поле и, таким образом, воздействует на электроны материала - уже перед ударом электроны материала движутся в направлении места удара. В какой-то момент электрическое поле становится настолько сильным, что электроны вырываются из материала и захватываются высокозаряженным ионом. Сразу же после этого ион ударяется о поверхность и проникает в материал. Это приводит к сложному взаимодействию; ион за короткое время передает материалу много энергии и испускает электроны.

Если в материале отсутствуют электроны, положительный заряд остается. Однако это быстро компенсируется электронами, поступающими из других областей материала. В графене этот процесс протекает чрезвычайно быстро; внутри материала за короткое время образуются сильные токи в атомном масштабе. В дисульфиде молибдена этот процесс протекает несколько медленнее. Однако в обоих случаях распределение электронов в материале, в свою очередь, влияет на электроны, которые уже были выпущены из материала - и по этой причине, если они тщательно обнаружены, эти испущенные электроны предоставляют информацию о временной структуре удара. Только быстрые электроны могут покидать материал, более медленные электроны поворачиваются, снова захватываются и не попадают в электронный детектор.

Иону требуется всего около одной фемтосекунды, чтобы проникнуть через слой графена. Процессы в таких коротких временных масштабах ранее можно было измерять с помощью ультракоротких лазерных импульсов, но в этом случае они выделили бы много энергии в материале и полностью изменили бы процесс. "С помощью нашего метода мы нашли подход, который позволяет получить совершенно фундаментальные новые идеи", - говорит Ричард Вильгельм, руководитель проекта FWF START в TU Wien. "Полученные результаты помогают нам понять, как вещество реагирует на очень короткое и очень интенсивное облучение - не только ионами, но, в конечном счете, и электронами или светом".