Минерал хакманит меняет цвет также при воздействии ядерного излучения

• 6 января 2023 г., 11:31:51 MSK
Исследователи долгое время изучали изменяющие цвет свойства природного минерала хакманита при воздействии ультрафиолетового излучения или рентгеновских лучей. Теперь исследовательская группа изучала реакции синтетического хакманита на ядерное излучение. Исследователи обнаружили единственное в своем роде и новое интеллектуальное качество - память гамма-экспозиции, которая позволяет использовать хакманит, например, в качестве детектора излучения.

Исследователи из Университета Турку, Финляндия, долгое время изучали изменяющие цвет свойства природного минерала хакманита при воздействии ультрафиолетового излучения или рентгеновских лучей. Теперь исследовательская группа изучала реакции синтетического хакманита на ядерное излучение. Исследователи обнаружили единственное в своем роде и новое интеллектуальное качество - память гамма-экспозиции, которая позволяет использовать хакманит, например, в качестве детектора излучения.

Исследовательская группа из Университета Турку, Финляндия, в течение многих лет изучала уникальный природный минерал хакманит и его свойства. Они разработали метод синтеза хакманита и создали множество приложений, использующих изменяющие цвет и люминесцентные свойства материала. В настоящее время группа, например, разрабатывает неэлектронный дозиметр ультрафиолетового излучения на основе хакманита, который будет испытан на Международной космической станции. Радиационное облучение в космосе можно измерить, наблюдая за изменением цвета хакманита с белого на розовый, вызванным ультрафиолетовым излучением.

Теперь исследователи также исследовали, как синтетический хакманит реагирует при воздействии альфа-частиц, бета-частиц (позитронов) или гамма-излучения. Они обнаружили, что хакманит также меняет цвет под воздействием этих типов излучения, что означает, что он также является радиохромным материалом. Ранее это было неизвестно.

Воздействие радиации изучалось в лаборатории шведских партнеров в Умео, лаборатории Финского управления по радиационной и ядерной безопасности и лаборатории радиохимии Университета Турку путем размещения пластин хакманита на разных расстояниях от источников излучения в течение различных периодов времени, что подвергало их воздействию различных доз радиации.

"После этого образцы были сфотографированы и измерены спектры их отражения, чтобы получить информацию об их глубине цвета и о том, была ли окраска похожа на образцы, подвергшиеся воздействию, например, ультрафиолетового света и рентгеновских лучей. Изменение цвета при воздействии ядерного излучения было очень похоже на воздействие ультрафиолетового излучения и рентгеновских лучей, но медленнее, из-за того, что большая часть этого излучения проходит через материал, не воздействуя на него", - говорит докторант-исследователь Сами Вуори.

Изменение цвета хакманита одинаково при всех радиационных воздействиях, но наблюдалась небольшая разница в спектрах образцов, подвергшихся воздействию ядерного излучения. По мнению исследователей, это стало ключом к открытию новой функции.

Исследователи обнаружили новое интеллектуальное свойство - память гамма-облучения позволяет использовать детекторы нетоксичного излучения на основе хакманита.

Исследователи заметили, что хакманит, окрашенный с помощью ядерного излучения, может быть возвращен к своему первоначальному цвету аналогично тому, который был подвергнут воздействию ультрафиолетового излучения и рентгеновских лучей, то есть путем нагревания материала или воздействия на него белого света.

"Мы заметили, что хакманит, однако, сохранит в памяти следы воздействия высокоэнергетического излучения, такого как альфа-частицы или гамма-излучение. Трассировка памяти сохранится даже при возврате цвета к исходному. Это становится видимым, когда образец снова окрашивается с помощью УФ-лампы. Невооруженным глазом цвет похож на материал, подвергшийся воздействию ультрафиолетового излучения или рентгеновских лучей, но спектрометрия выявляет небольшое, но отчетливое изменение формы сигнала", - говорит руководитель исследовательской группы профессор Мика Ластусаари.

С помощью результатов вычислений исследователи смогли убедиться, что ядерное излучение создает новый тип структурного дефекта в хакманите. Этот дефект действует как определенный тип запоминающего устройства в материале. Излучение не разрушает хакманит, но предлагает новый тип интеллектуальной функции - память гамма-облучения, которая, по словам исследователей, не была обнаружена ни в одном другом материале. Несмотря на память о гамма-воздействии и структурный дефект, одно из основных интеллектуальных свойств хакманита - способность многократно менять цвет - остается неизменным.

"Изменение цвета при ядерном излучении означает, что хакманит может быть использован для создания радиохромных пленок, регулярно используемых в различных областях медицинской физики для измерения доз облучения и составления карт распределения доз. Современные радиохромные пленки обычно изготавливаются из полидиацетиленов или лейкомалахитового зеленого и либо не подлежат повторному использованию, либо токсичны. Хакманиты предлагают нетоксичный вариант, который можно использовать повторно. Более того, хакманит обладает свойством запоминания, которого нет у других материалов. Хакманит также является экологичным и недорогим материалом, который легко синтезировать", - говорит Ластусаари.

Исследование было проведено Группой по исследованию интеллектуальных материалов, исследовательской группой по радиохимии и физическим факультетом Университета Турку, а вычисления были выполнены в Университете Клода Бернара Лион 1, Франция. В международный исследовательский консорциум также входили Минералогическое общество Антверпена, Бельгия, университеты Тампере и Ювяскюля, Финляндия, и Шведское агентство оборонных исследований.