Ядерный терроризм может быть перехвачен нейтронно-гамма-детектором, который точно определяет источник

• 6 января 2023 г., 11:30:27 MSK
  • 31 просмотр
Технология сканирования, направленная на обнаружение небольших количеств ядерных материалов, была представлена сегодня учеными Швеции в надежде предотвратить акты ядерного терроризма.

Бо Седерволл, профессор физики в Королевском технологическом институте КТХ, говорит, что технология может быть использована в аэропортах и морских портах для рутинного досмотра пассажиров и товаров. Исследование опубликовано и размещено в журналах Научные достижения и Наука, соответственно.

По словам Седерволла, система, являющаяся разновидностью томографии, позволяет быстро получить 3D-изображение источника нейтронного и гамма-излучения оружейного плутония и других специальных ядерных материалов.

Так называемая система нейтронно-гамма-эмиссионной томографии (NGET) выходит за рамки возможностей существующих радиационных портальных мониторов, измеряя временные и энергетические корреляции между частицами, испускаемыми при делении ядер, и используя алгоритмы машинного обучения для визуализации того, откуда они исходят. Система ищет совпадения выбросов нейтронов и гамма-лучей, которые при сопоставлении в режиме реального времени позволяют точно определить их происхождение.

"Технология обладает очень высокой чувствительностью и может в течение нескольких секунд обнаруживать граммовые количества плутония в зависимости от применения и изотопного состава плутония", - говорит Седерволл. "Требуется немного больше времени, чтобы получить действительно хорошую картинку, чтобы вы могли точно видеть, где находится плутоний. Однако это может быть сделано полностью автоматически."

Но NGET предназначен не только для ядерного оружия и рассеивающих радиацию "грязных бомб" - его можно использовать и для обнаружения радиации окружающей среды, такой как утечки с ядерных объектов или даже из природных источников. Седерволл говорит, что исследовательская группа рассматривает возможность оснащения дронов системой NGET для этой цели.

"В случае радиационной чрезвычайной ситуации чрезвычайно важно иметь возможность быстро составить карту радиоактивного загрязнения окружающей среды, чтобы наилучшим образом защитить население", - говорит он.